1.1. Международные стандарты информационного обмена

Обеспечение информационной безопасности (ИБ) необходимо проводить с учетом соответствующих стандартов и спецификаций.

Стандарты в области криптографии и Руководящие документы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России, ранее Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации) закреплены законодательно.

Роль стандартов зафиксирована в основных понятиях закона РФ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. под номером 184-ФЗ (принят Государственной Думой 15 декабря 2002 г.):

стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Выделяют две группы стандартов и спецификаций в области ИБ:

оценочные стандарты , предназначенные для оценки и классификации информационных систем и средств защиты по требованиям безопасности;

спецификации , регламентирующие различные аспекты реализации и использования средств и методов защиты.

Оценочные стандарты описывают важнейшие понятия и аспекты информационных систем (ИС), играя роль организационных и архитектурных спецификаций.

Другие спецификации определяют, как именно строить ИС предписанной архитектуры и выполнять организационные требования.

К оценочным стандартам относятся:

1. Стандарт МО США «Критерии оценки доверенных компьютерных сетей» (Department of Defense Trusted Computer System Evaliation Criteria, TCSEC), («Оранжевая книга») и его сетевая конфигурация «Гармонизированные критерии Европейских стран».

2. Международный стандарт «Критерии оценки безопасности информационных технологий».

3. Руководящие документы ФСТЭК России.

4. Федеральный стандарт США «Требования безопасности для криптографических модулей».

5. Международный стандарт ISO IES 15408:1999 «Критерии оценки безопасности информационных технологий» («Общие критерии»).

Технические спецификации , применимые к современным распределенным ИС, создаются, «Тематической группой по технологии Internet » (Internet Engineering Task Force, IETF) и ее подразделением – рабочей группой по безопасности. Ядром рассматриваемых технических спецификаций служат документы по безопасности на IP-уровне (IPsec). Кроме этого, анализируется защита на транспортном уровне (Transport Layer Security, TLS), а также на уровне приложений (спецификации GSS-API, Kerberos). Необходимо отметить, что Internet-сообщество уделяет должное внимание административному и процедурному уровням безопасности («Руководство по информационной безопасности предприятия», «Как выбирать поставщика Интернет-услуг», «Как реагировать на нарушения информационной безопасности»).

Сетевая безопасность определяется спецификациями Х.800 «Архитектура безопасности для взаимодействия открытых систем », Х.500 «Служба директорий: обзор концепций, моделей и сервисов » и Х.509 «Служба директорий: каркасы сертификатов открытых ключей и атрибутов ».

Британский стандарт BS 7799 «Управление информационной безопасностью. Практические правила » предназначен для руководителей организаций и лиц, отвечающих за информационную безопасность, без сколько-нибудь существенных изменений воспроизведен в международном стандарте ISO/IEC 17799.

Общие сведения о стандартах и спецификациях в области информационной безопасности представлены ниже.

«Оранжевая книга»

В «Оранжевой книге» заложен понятийный базис ИБ:

– безопасная и доверенная системы,

– политика безопасности,

– уровень гарантированности,

– подотчетность,

– доверенная вычислительная база,

– монитор обращений,

– ядро и периметр безопасности. Стандарт выделяет политику безопасности, как добровольное (дискреционное) и принудительное (мандатное) управление доступом, безопасность повторного использования объектов.

С концептуальной точки зрения наиболее значимый документ в ней – «Интерпретация “Оранжевой книги” для сетевых конфигураций» (Trusted Network Interpretation). Он состоит из двух частей. Первая содержит интерпретацию, во второй описываются сервисы безопасности, специфичные или особенно важные для сетевых конфигураций.

Важнейшее понятие, введенное в первой части, – сетевая доверенная вычислительная база. Другой принципиальный аспект – учет динамичности сетевых конфигураций. Среди защитных механизмов выделена криптография, помогающая поддерживать как конфиденциальность, так и целостность.

Также стандарт описывает достаточное условие корректности фрагментирования монитора обращений, являющееся теоретической основой декомпозиции распределенной ИС в объектно-ориентированном стиле в сочетании с криптографической защитой коммуникаций.

Гармонизированные критерии Европейских стран

В этих критериях отсутствуют требования к условиям, в которых должна работать информационная система. Предполагается, что сначала формулируется цель оценки, затем орган сертификации определяет, насколько полно она достигается, т. е. в какой мере корректны и эффективны архитектура и реализация механизмов безопасности в конкретной ситуации. Чтобы облегчить формулировку цели оценки, стандарт содержит описание десяти примерных классов функциональности, типичных для правительственных и коммерческих систем.

В «Гармонизированных критериях» подчеркивается различие между системами и продуктами информационных технологий, но для унификации требований вводится единое понятие – объект оценки.

Важно указание и на различие между функциями (сервисами) безопасности и реализующими их механизмами, а также выделение двух аспектов гарантированности – эффективности и корректности средств безопасности.

«Гармонизированные критерии» подготовили появление международного стандарта ISO/IEC 15408:1999 «Критерии оценки безопасности информационных технологий» (Evaluation criteria for IT security), в русскоязычной литературе именуемого «Общими критериями».

На данный момент времени «Общие критерии» – самый полный и современный оценочный стандарт. Это стандарт, определяющий инструменты оценки безопасности ИС и порядок их использования; он не содержит предопределенных классов безопасности. Такие классы можно строить, опираясь на заданные требования.

«Общие критерии» содержат два основных вида требований безопасности:

Функциональные, соответствующие активному аспекту защиты, предъявляемые к функциям (сервисам) безопасности и реализующим их механизмам;

Требования доверия, соответствующие пассивному аспекту; они предъявляются к технологии и процессу разработки и эксплуатации. Требования безопасности формулируются, и их выполнение проверяется для определенного объекта оценки – аппаратно-программного продукта или информационной системы.

Безопасность в «Общих критериях» рассматривается не статично, а в соответствии с жизненным циклом объекта оценки.

«Общие критерии» способствуют формированию двух базовых видов используемых на практике нормативных документов – это профиль защиты и задание по безопасности.

Профиль защиты представляет собой типовой набор требований, которым должны удовлетворять продукты и/или системы определенного класса.

Задание по безопасности содержит совокупность требований к конкретной разработке, их выполнение позволит решить поставленные задачи по обеспечению безопасности.

Руководящие документы (РД) ФСТЭК России начали появляться несколько позже, уже после опубликования «Гармонизированных критериев», и, по аналогии с последними, подтверждают разницу между автоматизированными системами (АС) и продуктами (средствами вычислительной техники, СВТ).

В 1997 г. был принят РД по отдельному сервису безопасности – межсетевым экранам (МЭ). Его основная идея состоит в классификации МЭ на основании осуществляющих фильтрацию потоков данных уровней эталонной семиуровневой модели – получила международное признание и продолжает оставаться актуальной.

В 2002 г. Гостехкомиссия России приняла в качестве РД русский перевод международного стандарта ISO/IEC 15408:1999 «Критерии оценки безопасности информационных технологий».

Х.800 «Архитектура безопасности для взаимодействия открытых систем»

Среди технических спецификаций основным документом является

Х.800 «Архитектура безопасности для взаимодействия открытых систем». Здесь выделены важнейшие сетевые сервисы безопасности: аутентификация, управление доступом, обеспечение конфиденциальности и/или целостности данных, а также невозможность отказаться от совершенных действий. Для реализации сервисов предусмотрены следующие сетевые механизмы безопасности и их комбинации: шифрование, электронная цифровая подпись (ЭЦП), управление доступом, контроль целостности данных, аутентификация, дополнение трафика, управление маршрутизацией, нотаризация. Выбраны уровни эталонной семиуровневой модели, на которых могут быть реализованы сервисы и механизмы безопасности. Детально рассмотрены вопросы администрирования средств безопасности для распределенных конфигураций.

Спецификация Internet-сообщества RFC 1510 «Сетевой сервис аутентификации Kerberos (V5)»

Он относится к проблеме аутентификации в разнородной распределенной среде с поддержкой концепции единого входа в сеть. Сервер аутентификации Kerberos представляет собой доверенную третью сторону, владеющую секретными ключами обслуживаемых субъектов и помогающую им в попарной проверке подлинности. Клиентские компоненты Kerberos присутствуют в большинстве современных операционных систем.

Федеральный стандарт США FIPS 140-2 «Требования безопасности для криптографических модулей» (Security Requiremen ts for Cryptographic Modules)

Он выполняет организующую функцию, описывая внешний интерфейс криптографического модуля, общие требования к подобным модулям и их окружению. Наличие такого стандарта упрощает разработку сервисов безопасности и профилей защиты для них.

«Обобщенный прикладной программный интерфейс службы безопасности»

Криптография как средство реализации сервисов безопасности имеет две стороны: алгоритмическую и интерфейсную. Интерфейсный аспект наряду со стандартом FIPS 140-2 предложило Internet-сообщество в виде технической спецификации «Обобщенный прикладной программный интерфейс службы безопасности» (Generic Security Service Application Program Interface, GSS-API).

Интерфейс безопасности GSS-API предназначен для защиты коммуникаций между компонентами программных систем, построенных в архитектуре клиент/сервер. Он создает условия для взаимной аутентификации общающихся партнеров, контролирует целостность пересылаемых сообщений и служит гарантией их конфиденциальности. Пользователями интерфейса безопасности GSS-API являются коммуникационные протоколы (обычно прикладного уровня) или другие программные системы, самостоятельно выполняющие пересылку данных.

Технические спецификации IPsec

Они описывают полный набор средств обеспечения конфиденциальности и целостности на сетевом уровне. Для доминирующего в настоящее время протокола IP версии 4 они носят необязательный характер; в версии IPv6 их реализация обязательна. На основе IPsec строятся защитные механизмы протоколов более высокого уровня, вплоть до прикладного, а также законченные средства безопасности, в том числе виртуальные частные сети. IPsec существенным образом опирается на криптографические механизмы и ключевую инфраструктуру.

TLS, средства безопасности транспортного уровня (Transport Layer Security, TLS)

Спецификация TLS развивает и уточняет популярный протокол Secure Socket Layer (SSL), используемый в большом числе программных продуктов самого разного назначения.

Х.500 «Служба директорий: обзор концепций, моделей и сервисов»

В инфраструктурном плане очень важны рекомендации Х.500 «Служба директорий: обзор концепций, моделей и сервисов» (The Directory: Overview of concepts, models and services) и Х.509 «Служба директорий: каркасы сертификатов открытых ключей и атрибутов» (The Directory: Public-key and attribute certificate frameworks). В рекомендациях Х.509 описан формат сертификатов открытых ключей и атрибутов – базовых элементов инфраструктур открытых ключей и управления привилегиями.

Обеспечение информационной безопасности – проблема комплексная, требующая согласованного принятия мер на законодательном, административном, процедурном и программно-техническом уровнях. При разработке и реализации базового документа административного уровня (политики безопасности организации) может использоваться рекомендация Internet-сообщества «Руководство по информационной безопасности предприятия» (Site Security Handbook). В нем освещаются практические аспекты формирования политики и процедур безопасности, поясняются основные понятия административного и процедурного уровней, содержится мотивировка рекомендуемых действий, затрагиваются темы анализа рисков, реакции на нарушения информационной безопасности и действий после ликвидации нарушения. Более подробно последние вопросы рассмотрены в рекомендации «Как реагировать на нарушения информационной безопасности» (Expectations for Computer Security Incident Response). В этом документе можно найти и ссылки на информационные ресурсы, и практические советы процедурного уровня.

При развитии и реорганизации корпоративных информационных систем окажется полезной рекомендация «Как выбирать поставщика Internet-услуг» (Site Security Handbook Addendum for ISPs). В первую очередь ее положений необходимо придерживаться в ходе формирования организационной и архитектурной безопасности, на которой базируются прочие меры процедурного и программно-технического уровней.

Британский стандарт BS 7799 «Управление информационной безопасностью. Практические правила»

Для практического создания и поддержания режима информационной безопасности с помощью регуляторов административного и процедурного уровней необходимо использовать британский стандарт BS 7799 «Управление информационной безопасностью. Практические правила» (Code of practice for information security management) и его вторую часть BS 7799-2:2002 «Системы управления информационной безопасностью – спецификация с руководством по использованию» (Information security management systems – Specification with guidance for use). В нем разъясняются такие понятия и процедуры, как политика безопасности, общие принципы организации защиты, классификация ресурсов и управление ими, безопасность персонала, физическая безопасность, принципы администрирования систем и сетей, управление доступом, разработка и сопровождение ИС, планирование бесперебойной работы организации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Специалистам в области информационной безопасности сегодня почти невозможно обойтись без знаний соответствующих стандартов и спецификаций. На то имеется несколько причин. Формальная состоит в том, что необходимость следования некоторым стандартам, таким как «криптографические» стандарты или «руководящие документы» закреплена законодательно. Однако наиболее убедительны содержательные причины.

Во-первых, стандарты и спецификации – одна из форм накопления знаний, прежде всего о процедурном и программно-техническом уровнях информационной безопасности. В них зафиксированы апробированные, высококачественные решения и методологии, разработанные наиболее квалифицированными специалистами.

Во-вторых, и те и другие являются основным средством обеспечения взаимной совместимости аппаратно-программных систем и их компонентов.

В-третьих перед стандартами информационной безопасности стоит непростая задача примирить три разные точки зрения, «производителя средств защиты», «потребителя» и различных «специалистов по сертификации», а так же создать эффективный механизм взаимодействия всех сторон.

Потребители заинтересованы в методах, позволяющих выбрать продукт, соответствующий их запросам и решающий их проблемы, это может быть в том числе и VPS под управлением ОС Wшndows Server, для чего им необходима шкала оценки безопасности. А так же потребителю необходим инструмент, с помощью которого он сможет сформулировать свои требования перед произво¬дителем. К большому сожалению, многие потребители зачастую не пони¬мают, что требования безопасности обязательно противоречат не только удобству работы но быстродействию, а чаще накладывают определенные ограничения на совместимость и, как правило, вынуждают отказаться от широко распространенных, удобных в использовании, но менее защищенных средств.

Специалисты по сертификации рассматривают стандарты как инструмент, позволяющий им оценить уровень безопасности и предоставить потребителям возможность сделать для себя наиболее эффективный выбор.

Одним из первых и наиболее известных документов стала так называемая «Оранжевая книга» разработанная в 90-х как «Критерии безопасности компьютерных систем» Министерства обороны США. В ней определены 4 уровня безопасности, A, B, C, D, где А наиболее высокий уровень безопасности, в котором, соответственно, предъявляются самые жесткие требования.

Хоть «Оранжевая книга» и стала одной из первых наиболее известных документов, однако понятно, что каждое государство, которое хочет обеспечить свою информационную безопасность, разрабатывало свою документацию - «национальные стандарты», в сфере информационной безопасности. К ним можно отнести «Европейские критерии безопасности информационных технологий», «Канадские критерии безопасности компьютерных систем», а так же «Британские практические правила управления информационной безопасностью» на основе которого, кстати, создан международный стандарты ISO/IEC 17799:2000 (BS 7799-1:2000). В данный момент последняя версия стандарта ISO/IEC 27001:2013, а так же «Руководящие документы Гостехкомиссии СССР» (а позднее России).

Следует отметить, что американцы высоко оценили деятельность «Гостехкомиссии СССР». В американских изданиях писали, что советский орган по защите информации и противодействию технической разведке тщательнейшим образом изучает все, что известно на Западе о Советском Союзе, и разрабатывает «огромное количество материалов в целях искажения действительной картины». Комиссия, как сообщали они, контролирует все военные парады и учения, на которых присутствуют иностранцы, строительство ракетных баз и казарм, при этом в некоторых областях достижения умышленно скрываются, в других таких как противоракетная оборона, значительно преувеличиваются. Деятельность Гостехкомиссии на данном направлении действительно очень скоро принесла свои первые плоды. Как писала американская газета «Нью-Йорк Таймс», уже в 1977 г. вследствие мер, принятых на судостроительных заводах и верфях СССР, у американцев возникли проблемы с контролем за ходом строительства советских подводных лодок.

Результатами работы «Гостехкомиссии СССР» в советский период стало не только повышение защищенности информации на предприятиях ВПК, испытаний новых видов вооружения на полигонах. Была проведена серьезная работа по обеспечению безопасности информации, обрабатываемой в АСУ и ЭВМ, в частности, созданы защищенные системы управления ЭВМ и средства обработки конфиденциальных документов, исключающие утечку секретной информации, внедрены каналы связи на уровне правительственных органов и высшего командования Советской Армии и многое другое.

Так же нельзя не отметить что ранее указанная роль стандартов зафиксирована и в Федеральном законе "О техническом регулировании " от 27.12.2002 N 184-ФЗ

Необходимо отметить, что в число принципов стандартизации, провозглашенных в упомянутом законе, в Статье 7 «Содержание и применение технических регламентов» входит принцип применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям, техническим или технологическим особенностям или по иным основаниям, или если Российская Федерация, выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения.

Статья 7. Пункт 8:

Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения установленных статьей 6 настоящего Федерального закона целей, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей. (в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 189-ФЗ)
Национальные стандарты Российской Федерации могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.

Так как с практической точки зрения, количество стандартов и спецификаций, включая международные, национальные и отраслевые в области информационной безопасности бесконечно, приведем только некоторые из них, полный список национальных стандартов предоставлен на сайте ФСТЭК России в соответствующем разделе «Национальные стандарты».
Обозначение Наименование на русском языке
ГОСТ Р 50739-95 Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования
ГОСТ Р 50922-2006 Защита информации. Основные термины и определения
ГОСТ Р 51188-98 Защита информации. Испытания программных средств на наличие компьютерных вирусов. Типовое руководство
ГОСТ Р 51583-2014 Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Общие положения
ГОСТ Р 53110-2008 Система обеспечения информационной безопасности сети связи общего пользования. Общие положения
ГОСТ Р 53111-2008 Устойчивость функционирования сети связи общего пользования. Требования и методы проверки
ГОСТ Р 53113.1-2008 Информационная технология. Защита информационных технологий и автоматизированных систем от угроз информационной безопасности, реализуемых с использованием скрытых каналов. Часть 1. Общие положения
ГОСТ Р 53113.2-2009 Информационная технология. Защита информационных технологий и автоматизированных систем от угроз информационной безопасности, реализуемых с использованием скрытых каналов. Часть 2. Рекомендации по организации защиты информации, информационных технологий и автоматизированных систем от атак с использованием скрытых каналов
ГОСТ Р 54581-2011 / I SO/IEC TR 15443-1:2005 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Основы доверия к безопасности ИТ. Часть 1. Обзор и основы
ГОСТ Р 54582-2011 / ISO/IEC TR 15443-2:2005 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Основы доверия к безопасности информационных технологий. Часть 2. Методы доверия
ГОСТ Р 54583-2011 / ISO/IEC TR 15443-3:2007 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Основы доверия к безопасности информационных технологий. Часть 3. Анализ методов доверия
ГОСТ Р ИСО 7498-1-99 Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель. Часть 1. Базовая модель
ГОСТ Р ИСО 7498-2-99 Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель. Часть 2. Архитектура защиты информации
ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 13335-5-2006 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Часть 5. Руководство по менеджменту безопасности сети
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-1-2012 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 1. Введение и общая модель

Для примера рассмотрим ГОСТ Р 53113.2-2009 «Информационная технология (ИТ). Защита информационных технологий и автоматизированных систем от угроз информационной безопасности, реализуемых с использованием скрытых каналов».

В данном стандарте представлены не только общая схема функционирования скрытых каналов в автоматизированной системе, правила формирования модели угроз, но и различные рекомендации по защите информации и применяемые при построении системы информационной безопасности методики, учитывающие наличие подобных скрытых каналов.

Ниже на рисунке 1, представлена общая схема функционирования скрытых каналов в автоматизированной системе.

Рисунок 1 - Общая схема механизма функционирования скрытых каналов в автоматизированной системе

1 - нарушитель безопасности (злоумышленник), целью которого является несанкционированный доступ к информации ограниченного доступа либо несанкционированное влияние на автоматизированную систему;
2 - информация ограниченного доступа либо критически важная функция;
3 - субъект, имеющий санкционированный доступ к 2 и 5;
3" - агент нарушителя безопасности, находящийся в замкнутом контуре с 2 и взаимодействующий с 2 от имени субъекта 3;
4 - инспектор (программное, программно-аппаратное, аппаратное средство или лицо), контролирующий(ее) информационное взаимодействие 3, пересекающее замкнутый контур, отделяющий объект информатизации от внешней среды;
5 - субъект, находящийся вне замкнутого контура, с которым 3 осуществляет санкционированное информационное взаимодействие

Угрозы безопасности, которые могут быть реализованы с помощью скрытых каналов, включают в себя:

1. Внедрение вредоносных программ и данных;
2. Подачу злоумышленником команд агенту для выполнения;
3. Утечку криптографических ключей или паролей;
4. Утечку отдельных информационных объектов.

Защита информации, информационных технологий и автоматизированных систем от атак, реализуемых с использованием скрытых каналов, является циклическим процессом, включающим в себя следующие этапы, повторяющиеся на каждой из итераций процесса:

1. Анализ рисков для активов организации, включающий в себя выявление ценных активов и оценку возможных последствий реализации атак с использованием скрытых каналов
2. Выявление скрытых каналов и оценка их опасности для активов организации
3. Реализация защитных мер по противодействию скрытых каналов
4. Организация контроля за противодействием скрытых каналов.

Цикличность процесса защиты от угроз информационной безопасности, реализуемых с использованием скрытых каналов, определяется появлением новых способов построения скрытых каналов, неизвестных на момент предыдущих итераций.

На основании оценки опасности скрытых каналов с учетом результатов проведенного анализа рисков делается вывод о целесообразности или нецелесообразности противодействия таким каналам.

По результатам выявления скрытых каналов формируется план мероприятий по противодействию угрозам, реализуемым с их использованием. Данные мероприятия могут включать в себя реализацию одного из уже известных (либо усовершенствование уже существующих) методов противодействия угрозам информационной безопасности, реализуемым с использованием скрытых каналов.

В качестве защитных мероприятий целесообразно использовать:

1. Снижение пропускной способности канала передачи информации;
2. Архитектурные решения построения автоматизированных систем;
3. Мониторинг эффективности защиты автоматизированных систем.

Выбор методов противодействия угрозам информационной безопасности арендуемого вами VDS сервера, реализуемым с использованием скрытых каналов и формирование плана по их реализации определяется экспертами, исходя из индивидуальных особенностей защищаемой автоматизированной системы.

Как видите, даже краткий перечень стандартов, далеко не краткий, не говоря уже о нормативных актах и рекомендациях, однако необходимо обладать хотя бы базовыми знаниями в данной области, чтобы можно было не только ориентироваться но и применять на практике необходимые стандарты.

План лекции

1. Предпосылки создания международных стандартов информационной безопасности (ИБ)

1.1. Назначение и цели международной стандартизации

1.2. Международная организация по стандартизации, ISO

1.3. Основные международные стандарты информационной безопасности

2. Критерии оценки доверенных компьютерных систем («Оранжевая книга» )

2.1.Основные сведения

2.2 Основные требования и средства

3. Основные понятия

4.Механизмы реализации безопасности

5. Разделы и классы безопасности.

5.1. Разделы безопасности

5.2. Классы безопасности

6. Краткая классификация

Международные критерии оценки безопасности информационных технологий зарубежных стран

План лекции

1. Гармонизированные критерии европейских стран

2. Германский стандарт BSI

3. Британский стандарт BS 7799

4. Международный стандарт IS О/ I ЕС 15408 "Критерии оценки безопасности информационных технологий". «Общие критерии»

Предпосылки создания международных стандартов ИБ

1.1. Общие вопросы

За рубежом разработка стандартов проводится непрерывно, последовательно публикуются проекты и версии стандартов на разных стадиях согласования и утверждения. Некоторые стандарты поэтапно углубляются и детализируются в виде совокупности взаимосвязанных по концепциям и структуре групп стандартов.

Принято считать, что неотъемлемой частью общего процесса стандартизации информационных технологий (ИТ) является разработка стандартов, связанных с проблемой безопасности ИТ, которая приобрела большую актуальность в связи с тенденциями все большей взаимной интеграции прикладных задач, построения их на базе распределенной обработки данных, систем телекоммуникаций, технологий обмена электронными данными.

Разработка стандартов для открытых систем , в том числе и стандартов в области безопасности ИТ, осуществляется рядом специализированных международных организаций и консорциумов таких, как, например, ISO, IЕС, ITU-T, IEEE, IАВ, WOS, ЕСМА, X/Open, OSF, OMG.

Значительная работа по стандартизации вопросов безопасности ИТ проводится специализированными организациями и на национальном уровне. Все это позволило к настоящему времени сформировать достаточно обширную методическую базу, в виде международных, национальных и отраслевых стандартов, а также нормативных и руководящих материалов, регламентирующих деятельность в области безопасности ИТ.

1.2. Состояние международной нормативно-методической базы

С целью систематизации анализа текущего состояния международной нормативно-методической базы в области безопасности ИТ необходимо использовать некоторую классификацию направлений стандартизации .

В общем случае, можно выделить следующие направления :

1. Общие принципы управления информационной безопасностью.

2. Модели безопасности ИТ.

3. Методы и механизмы безопасности ИТ (такие, как, например: методы аутентификации, управления ключами и т.п.).

4. Криптографические алгоритмы.

5. Методы оценки безопасности информационных систем.

6. Безопасность EDI-технологий.

7. Безопасность межсетевых взаимодействий (межсетевые экраны).

8. Сертификация и аттестация объектов стандартизации.

Назначение и цели международной стандартизации

Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией. На практике под международными стандартами часто подразумевают также региональные стандарты и стандарты, разработанные научно-техническими обществами и принятые в качестве норм различными странами мира.

Международная стандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.

Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствование действующих систем качества и их сертификации.

Научно-техническое сотрудничество в области стандартизации направле-но на гармонизацию национальной системы стандартизации с международной, региональными и прогрессивными национальными системами стандартизации.

В развитии международной стандартизации заинтересованы как индустриально развитые страны, так и страны развивающиеся, создающие собственную национальную экономику.

Международные стандарты не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. ИСО является головной международной организацией в области стандартизации.

1.4. Международная организация по стандартизации, ISО

Международная организация по стандартизации, IS О (International О rganization for Standartization , ISO) - международная организация, занимающаяся выпуском стандартов.

Международная организация IS О начала функционировать 23 февраля 1947 г . как добровольная, неправительственная организация. Она была учреждена на основе достигнутого на совещании в Лондоне в 1946 г. соглашения между представителями 25-ти индустриально развитых стран о создании организации, обладающей полномочиями координировать на международном уровне разработку различных промышленных стандартов и осуществлять процедуру принятия их в качестве международных стандартов.

При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название IS О (ИСО).

Сфера деятельности ISO касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники , относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК ). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ISO занимается и проблемами сертификации.

Цель ISO - содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

Под информационной безопасностью подразумевается комплекс мер, нацеленных на обеспечение безопасности информации, подвергаемой процессам сбора, обработки, передачи и хранения. На применении этих же мер основывается защита информации, ограждаемая от деструктивных воздействий внешней среды при помощи свойств конфиденциальности, сигнальной скрытности и целостности.

На государственном уровне под защитой информации понимают все виды организационных, правовых и технических приемов по профилактике и устранению угроз информационной безопасности. Приоритетными задачами таких мероприятий являются определение и устранение вредоносных источников, факторов и ситуаций, негативно влияющих на ценную информацию. В этом же русле рассматривается государственная система обеспечения защиты информационных данных, связанная с проблемой безопасного развития всего мира.

На уровне деятельности ведомственных учреждений информационная безопасность осуществляется за счет следующих мер:

  • предупреждение угроз – профилактические мероприятия, проводимые для предотвращения утечки информации, или ее краха;
  • определение угроз – систематический анализ и контроль за реальными и потенциальными опасностями;
  • обнаружение угроз – работа по выявлению имеющихся угроз и совершаемых противозаконных действий;
  • локализация противомерных действий – устранение угроз и конкретных нелегальных действий;
  • ликвидация последствий угроз и информационных преступлений.

Все мероприятия, проводимые в целях обеспечения информационной защищенности, нацелены на конфиденциальность, обеспечение авторского права и защиту информации от несанкционированных посягательств, разглашения и нарушения целостности.

Международные стандарты информационной безопасности

Самым известным и действенным стандартом информационной безопасности на международном уровне является ISO/IEC 17799:2000, представляющий собой стандарт нового поколения защиты информационных данных. Понятие информационной безопасности определяется ISO/IEC 17799:2000 как обеспечение конфиденциальности, сохранности и доступности информационных массивов. Данный стандарт ориентирован на решение проблемы информационной безопасности учреждений и содержит в себе следующие направления деятельности:

  • непрерывное обеспечение информационной защиты;
  • разработка и совершенствование категориального аппарата системы информационной безопасности;
  • организация политики информационной безопасности учреждения;
  • работа по управлению корпоративными информационными ресурсами;
  • управление бизнес-проектами организации через призму информационной безопасности;
  • физическая безопасность информации;
  • эксплуатация и сопровождение требований информационной безопасности корпоративных информационных ресурсов.

Широкую известность приобрел международный стандарт «Европейские критерии безопасности информационных технологий», оказавший огромное влияние на информационное законодательство и процесс сертификации многих стран. Огромный вклад в международную систему информационной безопасности внесли немецкие коллеги, опубликовавшие «Зеленую книгу» и в комплексе рассмотревшие проблему доступности, целостности и конфиденциальности информационных данных. Перевод данных стандартов послужил основой для многих аспектов информационного законодательства России.

Стандартизация информационной безопасности в России

Из всего многообразия отечественных стандартов информационной безопасности следует выделить документы, регламентирующие отношения в области безопасности открытых систем. К их числу относятся:

  • ГОСТ Р ИСО 7498-2-99;
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 9594-8-98;
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 9594-9-9.

Данные ГОСТы формулируют положения об архитектуре защиты информации, основах аутентификации и дублирования.

Ряд следующих стандартов нацелен на защиту государственной тайны:

  • ГОСТ Р 50739-95;
  • ГОСТ 28147-89;
  • ГОСТ Р 34.10-94;
  • ГОСТ Р 34.11-94.

Перечень последних стандартов регламентирует случаи несанкционированного доступа к информации, организацию криптографической защиты, процедуры по проверке электронной подписи и хэширование.

Все российские стандарты, регламентирующие информационную защиту, по своей структуре являются разноуровневыми, а потому могут быть использованы только по определенному уровню назначения. Так, например, для комплексной оценки системы шифрования и качества электронной подписи используют ГОСТ соответствующего назначения. В ходе защиты информационных каналов принято пользоваться протоколом TLS, а в случаях защиты транзакционных операций применяют SET протокол, в составе которого находятся стандарты нижних уровней.

К системе отраслевых стандартов отечественной информационной безопасности относят банковские стандарты, обеспечивающие защиту банковских данных.

Отрадно, что рынок понимает важность и необходимость ИБ, и его внимание к вопросам ИБ неустанно растет.

Чтобы объяснить эту тенденции далеко ходить не надо: на слуху громкие компрометации информационных систем, которые приносят существенные финансовые и репутационные потери. В ряде случаев они стали и вовсе необратимыми для конкретного бизнеса. Таким образом безопасность собственной информации для организации становится не только залогом ее бесперебойной работы, но и критерием надежности для ее партнеров и клиентов.

Рынок играет по единым правилам, а критерии для измерения уровня текущей защищенности и эффективности процессов управления ИБ едины для всех его игроков. В их роли выступают стандарты, которые призваны помочь компании создать требуемый уровень защиты информации. К самым популярным в банковской сфере России можно отнести стандарт ISO/IEC 27000, стандарт Банка России по обеспечению информационной безопасности организаций банковской системы и стандарт безопасности данных инфраструктуры платежных карт PCI DSS.

Международная Организация по Стандартизации (ISO) и Международная Электротехническая Комиссия (IEC) разработали и опубликовали стандарты серии ISO/IEC 27000. Они содержат рекомендации к построению системы управления информационной безопасности. Аккредитованные компании-аудиторы имеют право совершать сертификацию по стандартам, руководствуясь заложенными в них требованиями.

Отсутствие строгого требования по выполнению Стандарта для участников российского рынка выливается в то, что его распространенность достаточно низкая. Например, в одной только Японии число компаний, удачно прошедших аудит по выполнению требования международного стандарта, больше аналогичного показателя для России и стран СНГ почти в 200 раз.

При этом нельзя не отметить, что в этот расчет не попадают компании, которые по факту выполняют требования Стандарта, но не прошли формальную сертификацию. Иными словами, на территории России и стран СНГ есть множество компаний, решивших выстроить процессы управления и поддержания уровня ИБ не ради «галочки» в виде сертификата соответствия, а для реальной пользы. Все дело в том, что часто стандарты серии 27000 являются первым шагом в развитии систем ИБ. А их использование в качестве ориентира - тот базис, которые предполагает дальнейшее строительство и развитие эффективной системы менеджмента ИБ.

ИББС СТО БР - достаточно близкий ISO/IEC 27001 стандарт, созданный Банком России для организаций банковской сферы, призванный обеспечить приемлемый уровень текущего уровня информационной безопасности и процессов управления безопасностью банков. Основными целями при создании были заявлены - повышение уровня доверия к банковской сфере, обеспечение защиты от угроз безопасности и снижение уровня ущерба от инцидентов ИБ. Стандарт является рекомендательным и до версии 2010 года особой популярностью не пользовался.

Активное внедрение ИББС СТО БР началось с выхода версии стандарта, включающей в себя требования по обеспечению безопасности персональных данных, и последующего за этим информационного письма, определяющего принятие к выполнению требований стандарта альтернативным путем выполнения законодательства в области обеспечения безопасности персональных данных. На настоящий момент по неофициальной статистике порядка 70% банков приняли стандарт Банка России в качестве обязательного к выполнению.

Стандарт ИББС БР является достаточно динамично развивающимся комплектом документов, с адекватными современным угрозам требованиями к обеспечению и управлению информационной безопасности. Использование его в Банках уже становится де-факто необходимым, несмотря на официальный рекомендательный статус, для организаций нефинансовой сферы документы комплекса ИББС могут послужить набором хороших практик в обеспечении безопасности информации.

Наконец, еще один крайне важный для финансовых организаций стандарт - Payment Card Industry Data Security Standard (PCI DSS, Стандарт безопасности данных индустрии платежных карт). Он был создан по инициативе пяти крупнейших мировых платежных систем - Visa, MasterCard, JCB, American Express и Discover, организовавших Совет по безопасности индустрии платежных карт (PCI SSC). Обслуживание платежных карт должно осуществляться по единым правилам и соответствовать определенному уровню ИБ. Очевидно, что безопасность - ключевой фактор при использовании технологий, связанных с денежными средствами. Поэтому защита данных платежных карт - это приоритетная задача любой платежной системы.

Ключевое отличие стандарта PCI DSS от перечисленных выше - его обязательное применение для всех организаций, обрабатывающих платежные карты. При этом требования к оценке соответствия достаточно гибкие - они зависят от числа обрабатываемых транзакций: от самостоятельной оценки до прохождения сертификационного аудита. Последний проводится компанией, имеющей статус PCI QSA.

Ключевой особенностью появления стандарта PCI DSS было обозначение крайних сроков по приведению к соответствию. Это привело к тому, что большинство крупных игроков индустрии платежных карт проделали работу по выполнению требований. В результате это отразилось на общем уровне защищенности как отдельных участников, так и всей индустрии безналичной оплаты.

Хотя появление стандарта и было инициативой крупнейших игроков индустрии платежных систем, он может найти свое применение и стать ориентиром для организаций, с этой индустрией не связанных. Главное преимущество его использования - постоянные обновления и, как следствие, актуальные меры и рекомендации по снижению угроз ИБ.

Применение стандартов и соответствие их требованиям, несомненно, является хорошей практикой и большим шагом вперед при выстраивании системы информационной безопасности. Но, к сожалению, есть примеры того, как сам факт соответствия не гарантирует высокий уровень защищенности. Действие сертификата распространяется на определенный период, когда процедуры, сделанные исключительно для формального соответствия, перестают работать. Таким образом может получиться, что состояние системы ИБ в организации на момент проведения аудита не соответствует оценке, сделанной через полгода.

К тому же при анализе возможных рисков нельзя исключать человеческий фактор, который может означать ошибку самих аудиторов в определении области проверки, состава проверяемых компонентов и общих выводах.

В заключение хотелось бы отметить, что соответствие стандартам не отменяет постоянный процесс обеспечения безопасности критичной информации. Идеальной безопасности не бывает, но использование разных инструментов позволяет добиться максимального уровня ИБ. Стандарты ИБ являются как раз таким инструментом.

Оценить:

0 4